Иск о дтп виновник без страховки

Зачем нужен полис и кто возмещает ущерб при ДТП

ОСАГО представляет собой социальный договор об ответственности владельцев транспортных средств (ТС) перед третьими лицами.

Это гарантия возмещения ущерба для пострадавших при дорожно-транспортном происшествии (ДТП). Выплаты осуществляет страховая компания (СК) виновника или потерпевшего при аварии с одним участником.

Правила, сроки и порядок выплат регламентирует Федеральный закон №40-ФЗ от 25.04.02 г (ред. 2019 г.).

Потерпевший может рассчитывать на компенсацию от каждого страховщика, если участников происшествия несколько. Не исключается прямое возмещение убытков компанией потерпевшего. Возмещение по ОСАГО невозможно, если при ДТП:

  •  Вред причинен ТС, не указанным в договоре виновника.
  •  Авто использовалось как такси, на соревнованиях или во время учебной езды.

Оба случая не являются страховыми согласно пп. А и B п. 9 ч. II Правил ОСАГО.

СК должна быть информирована о происшествии. Для того чтобы ДТП признали страховым случаем, его описание должно точно соответствовать определению.

Кто обязан возмещать ущерб от ДТП

По общим правилам ГК РФ, возмещение вреда имуществу или здоровью граждан происходит за счет виновного лица. В отношении автомашин, которые признаются источниками повышенной опасности, указанное правило еще шире – обязанность по возмещению ущерба может наступать даже при отсутствии вины. Также, для возмещения по программе ОСАГО, ключевое значение будет иметь наличие признаков страхового случая, к которым относится столкновение двух или более транспортных средств.

В результате ДТП может причиняться вред транспортным средствам, иному имуществу граждан и предприятий, а также здоровью людей. Исходя из норм гражданского законодательства и положений судебной практики, компенсация указанного вреда осуществляется за счет следующих источников:

  1. по программе ОСАГО – если ущерб причинен в результате страхового случая, а у виновника аварии имелся действующий полис автогражданки;
  2. за счет непосредственного водителя автомобиля, если право управления было передано на законном основании (например, по доверенности или устному распоряжению собственника), а столкновение не подпадает под действие страхового случая;
  3. за счет водителя, если он завладел автотранспортом незаконным способом (например, угнал машину или эксплуатировал без прямого согласия собственника);
  4. за счет водителя, виновного в аварии, если у него отсутствует полис ОСАГО, либо строк действия страховки истек;
  5. за счет собственника автомашины – если водитель является наемным работником или оказывает иные услуги собственнику на возмездной основе по устному или письменному договору.

Необходимо учитывать, что программа ОСАГО предусматривает страхование гражданской ответственности автовладельца или непосредственного водителя за любой вред, причиненный в результате ДТП. Однако даже при наличии действующего полиса ОСАГО ущерб может взыскиваться с виновника аварии – например, если сумма выявленного ущерба превысила следующие законодательные нормативы:

  • по ущербу автотранспорта – не более 400 000 рублей;
  • ущерб иным имущественным активам – не более 400 000 рублей;
  • вред здоровью или смерть пострадавшего – не более 500 000 рублей.

Определение указанных лимитов осуществляется на федеральном уровне, страховая компания и водитель не могут произвольно уменьшать или увеличивать размер страхового возмещения по полису ОСАГО. В качестве дополнительного варианта погашения ущерба могут заключаться добровольные виды страхования – ДСАГО, КАСКО и т.д.

  • Москва и область: 7-499-350-97-04
  • Санкт-Петербург и область: 7-812-309-87-91
  • Федеральный: 8 (800) 333-45-16 доб. 149

Действия на месте ДТП, когда у виновника нет ОСАГО

Есть несколько практических рекомендаций о том, как же действовать в первые минуты аварии.

Прежде всего, следует получить координаты стороны, которая в первую очередь причастна к совершению ДТП. Если водитель будет чинить этому препятствия, всегда на помощь придут сотрудники ГИБДД.

Обязательно нужно проследить за тем, чтобы расположение на месте происшествия оставалось неизменным. Ведь даже самые незначительные детали помогут восстановить картину дорожной аварии.

Важно также составить схему места происшествия. Ее можно нарисовать от руки, заручившись под рисунком подписью от свидетелей.

Внимательно следует проследить за правильностью составления протокола об административном правонарушении. В нём должно быть обязательно обозначено, что у виновной стороны отсутствовал полис ОСАГО.

Если пострадавшая сторона не согласна с некоторыми выводами инспектора ГИБДД, она вправе изложить свои замечания к протоколу.

Велика ли сегодня вероятность столкнуться с отсутствием автогражданки при ДТП?

Борьбу с отсутствием у водителей обязательного страхования в РФ ведут давно, но с переменным успехом, т. к. тут воедино завязано несколько взаимозависимых факторов: повышение стоимости полиса и выплат по нему, жесткость наказаний, возможность без проблем купить левый вариант страховки и т. п. Найти среди всего этого золотую законодательную средину властям непросто.

Поэтому на сегодня вероятность столкнуться с отсутствием у водителя-виновника ОСАГО еще высока, останется она такой и в 2017 г. Если выражаться количественно, то сейчас примерно каждый седьмой автомобилист не имеет ОСАГО, ездит с фальшивым/левым полисом или просто не вписан в него.

Но все же некоторый прогресс тут имеется: ведь три-четыре года назад это соотношение было печальней: один к пяти, а некоторые эксперты называли цифру в 25% машин легкового автопарка РФ, эксплуатируемых без обязательной страховки.

Пока власть решает эти проблемы, водители должны осознавать имеющийся риск и знать, что делать при столкновении с незастрахованным транспортным средством (ТС).

Давайте во всем этом по порядку разберемся.